Управление культуры администрации города Екатеринбурга
Отдел культуры администрации Чкаловского района
Муниципальное автономное учреждение культуры
дополнительного образования
Виолончель
Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели - от до большой октавы до ми третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна: она зависит от мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны.
Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего - баритон. Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный тембр. Но и виртуозные произведения вполне доступны этому инструменту.
Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Ее ставят вертикально. Раньше, в прошлые века - на специальный стул, причем играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен.
Для виолончели написано много произведений. Известны «Вариации на тему рококо» Чайковского, концерты для виолончели с оркестром Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.
В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло, такие, как чудесная вальсовая мелодия из первой части Неоконченной симфонии Шуберта, как тема второй части Шестой симфонии Чайковского.
Среди русских и советских исполнителей много замечательных виолончелистов. Это Н. Б. Голицын и М. Ю. Виельгорский, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, Н. Н. Шаховская и другие.
Для того, кто хоть раз слышал Элегию Ж. Массне, виолончель, наверное, навсегда сольется в памяти прежде всего с этой музыкой. Трудно подыскать пример более тонкого эмоционального соответствия тембра и озвучиваемой им музыки: бесконечно грустной, щемящей, мужественной и одновременно мятущейся, полной красоты и романтического благородства. Совпадающая по диапазону с мужскими голосами: от баса — до тенора, виолончель ассоциируется с певческим тембром низкого человеческого голоса. В этом секрет ее особой выразительности.
Название этого инструмента, во-первых, связано с семейством виол, во-вторых, является уменьшительным от слова violone — контрабас. Играют на виолончели сидя, оперев ее о пол специальным шпилем. Инструмент этот равно оркестровый, ансамблевый и сольный. Для виолончели существует огромный репертуар: концерты, сонаты, отдельные пьесы. Она используется и как аккомпанирующий инструмент (обычно басовые партии в оркестрах и ансамблях), и как солирующий. Среди виолончелистов есть свои непревзойденные мастера: Пабло Казальс, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Наталия Гутман и др.