Управление культуры администрации города Екатеринбурга
Отдел культуры администрации Чкаловского района
Муниципальное автономное учреждение культуры
дополнительного образования
Отзывы родителей
Елена Мамонтова, мама первоклассницы
«Первый раз в музыкальный класс!»
Записки мамы – «подготовишки»
Куда же отдать свое шестилетнее сокровище за год до поступления в школу? Ведь хочется, чтобы ребенок развивался интеллектуально и творчески, учился общению и самоорганизации, совершенствовал память и внимание. А вокруг столько всевозможных кружков и школ развития предлагают свои услуги, обещая отличный результат.
«За и против»
- Только не «музыкалка»! Чтобы наша озорная Олеся часами сидела в душном помещении в статичной позе, без кислорода и движения, ради какой-то «Рябинушки» или сводящего с ума соседей «сурка, который всегда со мною»? Нет! Пусть лучше занимается спортом! – рассуждали мы с мужем.
Но буквально через месяц радикально изменили свое мнение. Ведь что такое обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте? Это и развитие координации и мелкой моторики (попробуй, научи непослушные пальчики согласованно бегать по клавишам!). Это и тренировка внимания (нужно одновременно следить за нотами, ритмом, постановкой пальцев, музыкальными приемами и штрихами). Это и развитие ума (придется освоить новый язык – язык нот, получить представление о продолжительности звука, римских цифрах и итальянском счете). Ребенок привыкает к гармонии, учится понимать и ценить прекрасное, приобретает навыки артистизма, выступая перед публикой (в «музыкалке» она всегда благодарная, не скупящаяся на аплодисменты). За тем, чтобы ученик держал осанку, внимательно следят преподаватели и родители. И главное – это все-таки школа, с установленным порядком, с которым нужно считаться и суметь себя организовать. Взвесив все за и против и посоветовавшись с Олесей, мы решили – идем учиться музыке!
И вот я опять в уютном здании, где прошли семь лет моего детства. Теперь это уже не «музыкалка» – это целая школа искусств, где учат еще и эстрадно-джазовому вокалу, изобразительному искусству и даже игре на саксофоне и ударной установке! С замиранием сердца прохожу мимо кабинета, где в 90-е годы прошлого века осваивала аккордеон. Приветливо киваю в коридоре любимому преподавателю хора и гармонизации Ольге Ивановне Левищевой. А в голове опять звучит песня, которую мы когда-то исполняли во Дворце культуры на концерте в честь юбилея школы:
Узнаем мы в этой школе
На уроках всякий раз,
Про диезы и бемоли,
Про симфонию и джаз!
А вот кабинет сольфеджио, где мы на экзаменах то и дело поглядывали на часы: там была приклеена подсказка – квинтовый круг.
Я еще прочнее убеждаюсь, что хочу, чтобы в жизни моей Олеси это было: и концерты, и бемоли, и джаз, и, очень вероятно, квинтовый круг на часах…
«Тихогром, Белый король и другие секреты»
«Здравствуй!» - так называется подготовительный курс обучения музыке. Ребятам предлагаются занятия сольфеджио (музыкальная грамота) и специальностью (инструмент). Расписание насыщенно (оба занятия два раза в неделю), но вполне соответствует возможностям 6-7-летки (урок длится всего полчаса).
Из инструментов мы остановились на фортепиано – во-первых, это в мире музыки основа основ, во-вторых, в семье сразу два инструмента (второй – у бабушки), это очень удобно. На фортепиано мы записались к преподавателю Татьяне Владимировне Чичерской. На первых занятиях мне разрешили присутствовать. Моя дочка, открыв рот, слушала историю инструмента (да, и для меня, признаться, стало открытием, что раньше фортепиано называли «тихогром») и с любопытством заглядывала в его нутро, наблюдая за стуком молоточков по струнам. Преподаватель учитывала темперамент Олеси: организовывала игровые перерывы, во время которых предлагала ученице попрыгать и потанцевать. А иногда пела вместе с Лесей задорные песенки или загадывала музыкальные загадки. И получала самые неожиданные, наполненные детской изобретательностью и непосредственностью, ответы.
- Олеся, у мелодии бывает веселое настроение – это мажор. А бывает грустное, это ми…
- Мижор!
Сам инструмент оказался строптивым: пальчики не желали вставать, как нужно, ручкам не хватало мягкости и грациозности. А еще недоставало усидчивости. Но вода камень точит. Скоро Олеся научилась играть детские песенки – одним пальчиком, двумя … и вот уже обе руки сплетают из набора звуков симпатичную мелодию!
Нашим преподавателем сольфеджио стала Лилия Рафаиловна Шакирова. На занятия по музыкальной грамоте дети ходят группами и со стороны сложно понять, как можно обуздать эту визжащую и прыгающую ораву, а уж тем более, что-то объяснить им про тональности, ступени и интервалы. Но Лилии Рафаиловне это прекрасно удавалось. Используя сказочные образы, изображения животных, карточки и свой авторский учебник она доступно объясняла ребятам непростые музыкальные понятия. Так, например, дети узнали о До- мажоре – многодетном Белом короле, у которого раз в пять лет рождался новый сын (легкий способ запомнить порядок и количество диезов в тональностях). При этом преподаватель не забывала, что перед ней еще совсем дети, поэтому теория разбавлялась практикой: песнями, танцами, рисованием и непременной веселой игрой в музыкальный магазин. А по праздникам ребят и их родителей ждали яркие вечера с концертами, на которых дети показывали, чему научились, с играми и, конечно, подарками. На рождественском концерте юные музыканты танцевали под задорную песню «Jingle bells» и играли в музыкальный магазин вместе с родителями. А на 8-мартовском празднике растрогали мам и бабушек до слез песней про маму.
Но праздники праздниками, а в конце года ребят ждал серьезный экзамен за подготовительный класс. На нем требовалось исполнить перед комиссией музыкальную программу из трех пьес и показать достижения в сольфеджио: пропеть нотами с дирижированием песенки, определить их тональности, показать ступени по столбице. Олеся, как и другие ребята, волновалась. Но еще сильнее переживали родители, которые остались за дверью кабинета. Мы прислушивались к каждому звуку, улавливая знакомые мелодии, и колени у нас тряслись так, будто мы сами выступаем перед комиссией! Однако испытание было с честью пройдено и получены рекомендации от педагогов. Про Олесю сказали, что за этот год она совершила значительный прорыв вперед. Да, я и сама это заметила. Ребенок стал взрослее, собраннее, умнее. В выпускной группе садика ее не уставала нахваливать воспитатель. Поэтому сложности среднего образования нас теперь не пугают, к системе учитель-урок-оценка-домашнее задание-экзамен мы адаптировались. Теперь у нас впереди первый класс школы искусств. А что касается спорта – мы от него не отказались, посещаем клуб фигурного катания. Ведь совместить можно все, на что хватает сил и желания!
Уважаемые родители,
если Вас переполняет желание поделиться своими эмоциями, размышлениями, пожеланиями... - мы ждем Ваши истории на электронную почту:dsart12@mail.ru